[Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковь; англ. Malankara Orthodox Syrian Church; др. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей западносирийского обряда с юрисдикцией преимущественно на территории Индии. Наименование Церкви происходит от топонима Маланкара - исторического названия Малабарского берега п-ова Индостан, к-рый стал средоточием христианства в Индии.
Согласно офиц. данным на 2016 г., к М. Ц. принадлежит ок. 2,5 млн чел. Существуют 30 епархий: 27 - в Индии (гл. обр. на территории шт. Керала): Тхирувантхапурам, Коллам, Коттараккара и Пуналур, Адур и Кадампанаду, Тхумпамон, Мавеликара, Ченганнур, Ниранам, Нилаккал, Коттаям, Центр. Коттаям, Идукки, Вост. Канданад, Зап. Канданад, Ангамали, Кочин, Триссур, Куннамкулам, Малабар, Султхан-Батхери, Брахамавар, Мадрас, Бангалор, Бомбей, Калькутта, Дели, Ахмадабад; 3 - в др. странах: Сев.-Вост. Америки; Юго-Зап. Америки; Великобритании, Европы и Африки. В эти епархии входят более 2 тыс. приходов, более 20 мон-рей и 2 семинарии (Старая семинария в Коттаяме и св. Фомы в Нагпуре), а также ок. 30 больниц и ок. 50 детских домов и домов для престарелых.
Глава М. Ц.- католикос Востока, католикос Апостольского престола св. Фомы и митрополит Маланкарский (с 1 нояб. 2010 - Василий Мар Фома Павел II, род. в 1946). Его резиденция и кафедральный собор Мар-Элия расположены в Коттаяме (шт. Керала). Главным органом церковного управления является Свящ. Синод, включающий всех архиереев во главе с католикосом Востока. По уставу католикосом и митрополитом Маланкарским могут быть 2 разных лица с разграничением функций, но на практике обе должности совмещает 1 человек. Управление текущими церковными делами осуществляет Сиро-Маланкарская христианская ассоциация, формируемая выборным путем от приходов на 5-летний срок. Она в свою очередь избирает епископов и католикоса (затем их утверждает Синод), а также основной состав Управляющего комитета, отвечающего за финансово-адм. вопросы, при к-ром действует Рабочий комитет (или Консультативный совет), выполняющий вспомогательные функции. Существуют органы управления на уровнях епархий и приходов. При М. Ц. работает значительное число общественных, благотворительных и молодежных орг-ций; одна из старейших - Студенческое движение им. Мар Григория (Mar Gregorios Orthodox Christian Student Movement, MGOCSM; основано в 1907 как Сирийская студенческая конференция).
Своим основателем и покровителем М. Ц. считает ап. Фому (на церковном гербе приведены слова апостола: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20. 28)). Литургическая традиция М. Ц. восходит к древнему антиохийскому богослужению и во многом совпадает с совр. богослужением Сирийской яковитской Церкви. Богослужение совершается преимущественно на языке малаялам частично на сирийском; в Сев. Индии используется хинди, в диаспоре - английский.
М. Ц. имеет свой телевизионный канал Indian Orthodox TV (Индийское православное телевидение) на языках малаялам и английском. Печатные органы: «Malankara Sabha» (Маланкарская Церковь, на малаялам), «Orthodox Youth» (Православная молодежь, на малаялам и английском), «Star of the East» (Звезда Востока, на английском), «The Light» (Свет, на английском и хинди), «Indian Orthodox Herald» (Индийский православный вестник, на малаялам и английском). Офиц. сайт: mosc.in.
К ранним свидетельствам о присутствии христиан в Юж. Азии относятся могила ап. Фомы в Майлапуре (совр. г. Ченнаи, шт. Тамилнад), медные таблички IV в. (т. н. Кранганорские) и VIII в. (т. н. Квилонские) и каменные кресты VI-IX вв., найденные на Малабарском и Коромандельском берегах п-ова Индостан и на о-ве Цейлон. В Индии не сохранились письменные источники раннего периода развития христ. общины. Первые записи устных преданий индийских христиан относятся к XVI в. (наиболее известна поэма 1601 г. «Toma Parvom» («Песнь Фомы Раббана»)). До 1599 г. инд. община находилась в подчинении Ассирийской Церкви Востока, присылавшей архиерея. Непосредственное управление в 345-1597 гг. осуществляли архидиаконы из клана Пакаломаттом. Образование португальской колонии в Индии в нач. XVI в. способствовало активизации деятельности католич. миссионеров. Под влиянием католического архиеп. Алейшу ди Менезиша (1559-1617) на Диамперском Соборе 1599 г. был принят ряд догматических и церковно-обрядовых постановлений, фактически означавших присоединение инд. христиан к Римско-католической Церкви. В 1653 г. 200 тыс. христиан, несогласных с латинизацией их общины, принесли клятву у поклонного креста в Маттанчерри (шт. Керала) о неподчинении Ватикану. Хотя к 1662 г. усилиями кармелитов большинство приходов удалось вернуть в католичество, раскол не был преодолен: одна часть общины образовала Сиро-Малабарскую католическую Церковь, а другая подчинилась Сирийской яковитской Церкви в 1665 г., когда прибывший в Индию яковитский Иерусалимский еп. Мар Григорий Абд аль-Джалиль совершил хиротонию члена клана Пакаломаттом Мар Фомы (Ɨ 1670) в митрополита Маланкарского. В 1685 г. в Индию были направлены еще неск. представителей Сирийской яковитской Церкви во главе с мафрианом Василием Йелдо (1593-1685; канонизирован М. Ц. в 1947). Действия этих первых делегаций были нацелены прежде всего на борьбу с последствиями латинизации (введением целибата, почитанием статуй святых, совершением литургии на бесквасном хлебе, отменой ряда постов и т. д.). Переход с восточносирийского обряда на западносирийский (в первую очередь введение литургии апостола Иакова) начался лишь с прибытием в Индию в 1751 г. новой делегации сиро-яковитского клира под рук. мафриана Василия Шакраллы (Ɨ 1764; канонизирован Сирийской яковитской Церковью в 2008), к-рая была направлена в Индию для преодоления нестроений, связанных с избранием преемника Маланкарского митр. Мар Фомы IV. Внедрение западносир. обряда было приостановлено в связи с неудачной попыткой митр. Дионисия I (c 1765; до 1772 носил имя Мар Фомы VI) воссоединиться с Римом в 70-80-х гг. XVIII в. Др. препятствием стало совместное пользование мн. церковными зданиями для богослужений сиро-католиками и сиро-яковитами (20 церквей к сер. XVIII в.), которое прекратилось лишь спустя столетие. В нач. XVIII в. представитель католикоса-патриарха Илии XI митр. Азербайджанский Гавриил вернул в лоно Церкви Востока 42 католич. прихода, которые после его смерти (1730) присоединились к яковитской общине. Во 2-й пол. XVIII в. среди инд. яковитов произошел Аннурианский раскол, в результате которого на территории брит. колонии была основана Малабарская Независимая Сирийская Церковь Тхожийура западносир. обряда. Из-за борьбы правителя княжества Майсур Типу Султана (1750-1799), проводившего исламизацию на подвластных территориях, с раджой княжества Траванкур, поддерживаемого британскими колониальными силами, христиане-яковиты перенесли свой церковно-административный центр из Ангамали в Коттаям. В 1812 г., по сообщению Мар Фомы VIII, его община имела 55 церквей, 167 священников и насчитывала ок. 30 тыс. верующих.
С приходом англичан в кон. XVIII в. возросло влияние Миссионерского об-ва англикан. Церкви на М. Ц. Предложение миссионеров провести ряд церковных реформ вызвало негативную реакцию значительной части общины и т. о. способствовало ее окончательному переходу на западносир. обряд. Официально приверженность к антиохийской богослужебной традиции, как и признание власти Антиохийского патриарха, была выражена в постановлении Собора 1836 г. в Мавеликаре (шт. Керала). Группа реформистов во главе с митр. Мар Афанасием Матфеем, рукоположенным Антиохийским патриархом Илией II (Ɨ 1847), при поддержке брит. колониальных властей вступила в противостояние с митр. Чеппадом Мар Дионисием IV, после кончины которого (1855) конфликт продолжился с участием его преемника Мар Дионисия V. Для урегулирования ситуации Индию в 1875-1877 гг. посетил патриарх Петр IV. В 1876 г. он созвал в Мулантхурутхи (шт. Керала) Собор из представителей 103 приходов, признававших Мар Дионисия V (сторонники Мар Афанасия Матфея от участия в Соборе отказались). Патриарх отлучил Мар Афанасия Матфея и ослабил власть митр. Дионисия, учредив Христианский сирийский совет с адм. комиссией для управления Церковью и разделив общину на 6 епархий, фактически независимых от митрополита, для к-рых в 1876-1877 гг. сам рукоположил архиереев; в их числе был Ниранамский митр. Геваргезе Мар Григорий (1848-1902), первый святой инд. происхождения, канонизированный М. Ц. (1947). В ходе конфликта патриарха Петра IV и митр. Дионисия V с Мар Афанасием Матфеем обе стороны, отстаивая свою правоту перед светскими властями, апеллировали к Номоканону Григория Бар Эвройо, лежащему в основе канонического права Сирийской яковитской Церкви, но использовали 2 разные его редакции, к-рые, в частности, расходились по вопросу о праве патриарха самостоятельно (без Синода) низлагать митрополитов. Т. о., Номоканон был признан главным каноническим сводом Индийской Церкви, хотя на практике она руководствовалась преимущественно сложившимися традициями (расхождение в отношении редакций «Номоканона» между сторонниками подчинения патриарху и поборниками независимости сохр. и в XX в. в связи с обособлением М. Ц. в 1934). В 1888 г. община реформистов образовала Малабарскую сирийскую евангелистскую ассоциацию Мар Фомы (ныне Сирийская Малабарская Церковь Мар Фомы).
В 1889 г. Королевский суд вынес решение о подчинении Индийской Церкви яковитскому патриарху только в духовных вопросах при ее административно-финансовой независимости. Однако патриарх претендовал на бóльшие полномочия, и это решение не соблюдалось. Маланкарский митр. Геваргезе Мар Дионисий VI (Ɨ 1934; канонизирован М. Ц. в 2003) выступил против такой практики и не дал подписку о полном подчинении Антиохийскому патриарху Абдаллаху II (1906-1915), избранному на место низложенного тур. правительством Абдулмасиха II. Тогда Абдаллах II в 1911 г. отлучил митр. Дионисия и поставил на его место Мар Кирилла Павла (Ɨ 1917), к-рого затем сменил Мар Павел Афанасий (Ɨ 1953). Эти действия не признали законными ни Христианский сирийский совет, ни дистриктный суд Тривандрама (шт. Керала), в 1919 г. вынесший решение в пользу митр. Дионисия. Т. о., он оставался фактическим главой Индийской Церкви, несмотря на то что в 1912 г. низложенный патриарх возродил древний титул католикоса Востока, к-рым наделил митр. Канданадского с именем Мар Василий Павел I. После смерти католикоса (1914) престол оставался вакантным до 1925 г., когда уже сам Дионисий VI с 2 др. митрополитами возвел в этот сан Коттаямского митр. Геваргезе Мар Филоксена с именем Мар Василий Геваргезе I († 1928). В 1930 г. неск. человек из партии католикоса (2 епископа, священник, диакон и мирянин) были приняты в Римско-католическую Церковь, что положило основание Сиро-Маланкарской католической Церкви. В следующем году Антиохийский патриарх Илия III в ходе визита в Индию аннулировал отлучение Дионисия VI, отказавшись при этом признать католикосат.
В 1934 г. церковный совещательный орган «Сирийская христианская ассоциация» принял устав М. Ц. и утвердил ее совр. офиц. название. В 1938 г. была учреждена 1-я епархия М. Ц. за пределами Кералы. В 1958 г. Верховный суд Индии закрепил правовой статус только за группой католикоса. В том же году Антиохийский патриарх Иаков III признал католикоса Мар Василия Геваргезе II (Ɨ 1964) главой М. Ц., и т. о. раскол был преодолен до 1975 г., когда патриарх отстранил католикоса Мар Василия Оугена I и назначил главой Церкви митр. Мар Филоксена с именем Мар Василий Павел II (Ɨ 1996). Группа католикоса не приняла этого назначения и выбрала предстоятелем Василия Мар Фому Матфея I (Ɨ 1991). При его преемнике Василии Мар Фоме Матфее II (Ɨ 2006) Верховный суд Индии в 1995 г. постановил, что церковный устав 1934 г. распространяется на обе группы внутри единой автокефальной Церкви, законным главой которой является католикос, тогда как патриарх выполняет функцию духовного предстоятеля. Это положение сохранялось при следующем главе М. Ц. Василии Мар Фоме Дидиме I (Ɨ 2010) и продолжает действовать в наст. время, притом что Сирийская яковитская Церковь имеет в Индии собственного католикоса (с 2002 Мар Василий Фома I).
Представители М. Ц. в XIX - нач. XX в. обращались к представителям РПЦ за границей с просьбой помочь в установлении контактов с целью возможного объединения Церквей. В 1931 г. по просьбам рус. эмигрантов митр. РПЦЗ Евлогий (Георгиевский) направил в Индию архим. Андроника (Елпидинского), к-рый оставался там до 1949 г. и наладил диалог с представителями М. Ц. В 1937-1938 гг. глава Православной духовной миссии в Индии архиеп. Нестор (Анисимов) подготовил проект объединения М. Ц. с РПЦЗ, к-рый так и не был реализован. В 1953-1954 гг. представитель РПЦЗ Н. М. Зёрнов провел с членами М. Ц. неофиц. консультации по богословским вопросам, в ходе к-рых были выявлены основные богословские разногласия: принципиальное несоответствие христологической терминологии (к-рое, правда, преодолевалось в переговорах в рамках экуменического движения, в результате чего был достигнут определенный прогресс); расхождения в оценке деятельности ряда лиц церковной истории (в частности, Иакова Барадея), в количестве признаваемых Вселенских Соборов и т. д. С нач. 60-х гг. XX в. в рамках Всеправославных совещаний по сближению с Древними Восточными Церквами состоялись визиты представителей РПЦ в Индию и представителей М. Ц. в СССР; инд. студенты начали получать образование в духовных школах РПЦ. С предстоятелями М. Ц. встречались патриарх Пимен (1976) и митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (2006, награжден орденом св. Григория Парумальского; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси) (подробнее см. в ст. Индия).
М. Ц. поддерживает тесные контакты в сфере духовного образования с Православной Церковью в Америке (ПЦА), направляя буд. пастырей для обучения в Свято-Тихоновскую (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) и Свято-Владимирскую (Крествуд, шт. Нью-Йорк) семинарии. Укреплению этих отношений способствовал визит главы ПЦА митр. Тихона (Молларда) в Индию в нояб. 2015 г., приуроченный к празднованию 200-летия Старой семинарии в Коттаяме.